Ссылки для входа

Срочные новости

Барак Обама переизбран президентом США.


Хроника выборной ночи.

Барак Обама переизбран президентом США.

Обама победил своего соперника - республиканца Митта Ромни, после непростой кампании, в центре внимания которой была экономическая ситуация в стране.

Хроника дня и обсуждение итогов предвыборной кампании - в онлайн-трансляции Радио Свобода, которую вели Маша Гессен, Кирилл Кобрин, Владимир Дубинский, Брайан Уитмор, Ольга Серебряная, Валентин Барышников.09:08
Ольга Серебряная

Сторонники Обамы в Атланте, Джорджия

08:59
Валентин Барышников
290-203. Это без учета Виргинии, Флориды и Аляски.
08:57
Валентин Барышников
Силвер, правда, утверждает, что Обама вполне может выиграть общенациональное голосование, когда подсичтают голоса на западном побережье.
08:56
Ольга Серебряная
Разрыв между Обамой и Ромни по количеству поданных голосов сокращается: у Ромни 49,4%, у Обамы - 49,2%.
Ромни приехал в свой штаб.
08:54
Валентин Барышников
Читатель Nicodim пишет:

Ура! Мы победили.
Мидвест сделал Ромни!

ОБАМА - НАШ ПРЕЗИДЕНТ!!!

Окопники холодной войны продули.
08:53
Валентин Барышников
Интересно, что Ромни по-прежнему опережает Обаму в общенациональном голосовании.
08:44
Валентин Барышников
CNN сообщает, что Ромни пока не готов признать поражение. Придется еще подождать.
08:39
Владимир Дубинский
Демократы ликуют. Барак Обама и его команда вновь доказали, что они знают, как побеждать на выборах. Республиканцам предстоит серьезно подумать о своей стратегии на будущее.
08:39
Владимир Дубинский
Здесь, в Вашингтоне началось празднование победы президента Обамы! У меня за окном виден и слышен спонтанный и самодельный фейрверк.
08:35
Ольга Серебряная


08:31
Валентин Барышников
Твиттер президента:

Еще четыре года.

Это произошло благодаря вам. Спасибо.

08:30
Кирилл Кобрин
Обаму ждут четыре тяжелых года. Но второй срок даст ему большую свободу действий. В общем, будет интересно. Вместе с Ефимом Фиштейном и Брайаном Уитмором непременно обсудим итоги голосования -- и перспективы предстоящего срока Барака Обамы -- в последнем выпуске рубрики "Америка выбирает".
08:29
Ольга Серебряная
Мишель Обама благодарит в Твиттере народ Америки "за поддержку и молитвы".



08:29
Валентин Барышников
Обама победил. Огайо стал таки решающим штатом.
08:23
Ольга Серебряная

Что же скажет теперь Ромни, который не подготовил речь?

08:22
Владимир Дубинский
В Чикаго, где собрались сторонники президента, начинают ликовать! Обама побеждает в Огайо и одерживает победу на выборах - CNN
08:21
Ольга Серебряная
Нам трудно передать крики радости, которые транслирует сейчас CNN.
По общему числу голосов лидирует, однако, Ромни. Можно сказать, торжество исторической справедливости.
08:20
Валентин Барышников
Увы, в текстовой трансляции мы не можем передать крики, которые несутся из телевизора - люди празднуют. Но вы сможете их услышать в специальной радиопрограмме, посвященной выборам - через 40 минут.
08:20
Кирилл Кобрин
Что же, теперь самое интересное -- выяснить, кто именно и как голосовал в Штатах.
08:19
Кирилл Кобрин
Огайо.
08:18
Валентин Барышников
CNN тоже говорит, что Обама побеждает!
08:18
Ольга Серебряная
Штаб Обамы в Чикаго массово ликует, не дожидаясь.



08:17
Валентин Барышников
NBC: Обама переизбран! но мы ждем других подтверждений!
08:16
Валентин Барышников
CNN - Орегон - Обама. У него 257 голосов.
08:12
Валентин Барышников
И когда я говорил западное побережье, то имел в виду Калифорнию и Вашингтон. Орегон еще официально не объявлен.
Зато CNN, только что - Обама победил в Айове . Когда это появится на нашей карте, у Обамы будет 250 голосов выборщиков - против 193 у Ромни. Обаме осталось 20 голосов до победы
08:07
Валентин Барышников
CNN - Демократы удержали Сенат.
08:01
Валентин Барышников
AP - Ромни выиграл в Северной Каролине - единственный его ключевой штат пока.
CNN - Обама выиграл западное побережье.
07:58
Ольга Серебряная
Эл Гор смотрит на Флориду и пишет в Твиттере: "Могу с уверенностью сказать, что президент Обама ее сегодня выиграет".
Это да. Не хотелось бы возвращаться к вопросу через две недели.
07:58
Владимир Дубинский
Маше Гессен. Да и не только Slate так считает. CNN co ccылкой на источники сообщает, что в штаб-квартире Ромни ситуация напряженная. Но как гласит пословица, it's not over until the fat lady sings. В данном случае эти две полные леди - Огайо и Флорида.
07:58
Валентин Барышников
Республиканцы проиграли выборы в Сенат в Индиане, Массачусетсе и Мэне, и эксперты сомневаются, что они смогут восполнить потери, так что с высокой долей вероятности демократы отстоят верхнюю палату. Палата представителей, напротив, по видимости, налдежно в руках республиканцев.
07:55
Кирилл Кобрин
Владимиру Дубинскому: Увы, они не столь маргинальны в последние годы. Мы наблюдали вторжение крайних консерваторов на территорию политического мейнстрима. Сначала это привело к некоторым политическим успехам республиканцев, но сейчас мы видим, что связи с "чаепитием" (не в кэрролловском смысле, конечно) стоили некоторым из их кандидатов места в Конгрессе.
07:48
Владимир Дубинский
Кириллу Кобрину: те американские правые, которых Вы сравниваете с некоторыми российскими политиками и движениями, настолько маргинальны, что об их влиянии говорить-то и не приходится. Их нельзя путать с консервативным крылом Республиканской партии. Что касается, "белых мужчин", то в 2008-м, да и ныне, многие из них голосовали за Барака Обаму. Я сегодня многих таких видел на избирательном участке.
07:47
Маша Гессен
Вот как это видит Slate: "Мы знаем, что все уже закончилось, но ничего не можем сказать, пока не подсчитают Огайо":

07:43
Маша Гессен
Валентину Барышникову - настаиваю на поправении, да. Избрание Рональда Рейгана в 1980-м году стало началом новой эры не только дерегулирования в экономике (что и стало основной причиной финансового кризиса 2008-го года), но и постепенного разрушения всей социально-экономической политики, начало которой положил Фрэнклин Рузвельт. Постепенное разрушение систем социальных пособий, изменение системы налогообложения в пользу богатых. В результате - фантастическое (по западным меркам) расслоение общества и фактическое исчезновение среднего класса (появившегося благодаря эффективному перераспределению доходов и налоговых льгот). И главное - все это сопровождается поправением публичной риторики. Приведу пример: в конце 70-х губернатор Калифорнии Рейган выдумал пугало под названием "королева пособий" (welfare queen) - это такая воображаемая женщина, которая бьет баклуши и на пособие по безработице покупает себе меха и брильянты. В то время этот образ воспринимался как фантом, дикость: понятно, что пособие еле обеспечивало существование в районе черты бедности. Прошло 20 лет, пособие еще больше обесценилось, но когда президент-демократ Клинтон проводил реформу социальных пособий, термин welfare queen стал частью мейнстримного дискурса. Обама повернул вспять некоторые процессы, запущенные Рейганом: вернул регулирование банковского сектора, провел реформу здравоохранения. Но правый дискурс при этом остался доминантным. Что отчасти и объясняет, почему Обама не смог "продать" многое из того, что сделал.
07:43
Валентин Барышников
Если у республиканцев есть это стойкое убеждение, касающееся 47 процентов - как можно вообще рассчитывать на преодоление раскола?
07:41
Валентин Барышников
Нашел большую цитату к вашей дискуссии

Александр Генис: Значит ли это, что разделение либералов и консерваторов проходит по линии разум – чувство?
Борис Парамонов: ...консерватор считает, допустим, что вэлфэр-стэйт и феминизм подрывают ответственность человека и святость семейного очага...
Интересная таблица у Хэйдта – распределение моральных установок по политическим позициям. Он говорит, что консерваторы опираются на шесть моральных основоположений: вера, патриотизм, доблесть, целомудрие, закон и порядок, тогда как у либералов в подавляющем большинстве только две моральные ориентации: забота о человеке и личная свобода. То есть кругозор консерваторов шире либерального кругозора – и как раз в моральном отношении, а не просто в плане рациональных убеждений.
Александр Генис: Но если консервативные убеждения шире и богаче либеральных и присущи американцам как таковым, американской глубинке, толще, ''корням травы'', как говорят в Америке, то почему всё же соотношение политических позиций и предпочтений примерно одинаковое: либералы в принципе не уступают консерваторам в борьбе за голоса американцев, идет борьба на равных?
Борис Парамонов: А вот тут и сказывается динамика американской жизни, историческая ее трансформация. Нынешние либералы завоевывают сочувствие и голоса избирателей не столько своей приверженностью к индивидуальной свободе, сколько патерналистской установкой к заботе о человеке, готовности взять на себя, то есть на власть, на правительство, эту заботу. Вот этот самый вэлфер-стэйт. В Америке всё больше людей, готовых принять такой порядок жизни. Это результат громадных демографических сдвигов – того же порядка, что и в Европе.
07:39
Валентин Барышников
Силвер подтверждает - 50 процентов, что именно Огайо решит исход выборов.
07:37
Ольга Серебряная
Губернатор Огайо, республиканец Касич, убежден, что исход выборов решит его штат:
"Ромни надо выиграть Огайо, чтобы стать президентом. Ромни надо выиграть Огайо".
Скоро увидим. По данным HuffPost, 50,7% у Обамы, 47,6% у Ромни (49% бюллетеней).
В истории США кандидат-республиканец еще ни разу не приходил к власти, не выиграв Огайо.
07:34
Валентин Барышников
Нат Силвер из fivethirtyeight давал 5 процентов вероятности такому развитию событий.
07:32
Валентин Барышников
А в общенациональном голосовании, по оценке CNN, лидирует Ромни. Если Обама выиграет коллегию, но проиграет общенациональное голосование - это будет четвертый раз в истории.
07:31
Кирилл Кобрин
Маше Гессен: Я надеюсь на здравый смысл. Тотальная архаизация политической риторики -- штука опасная, она сближает американских правых с некоторыми российскими политиками и движениями. Любопытно, что в Европе правые движения используют совсем другой язык. Впрочем, в Америке -- учитывая разные демографические вещи -- с каждым годом все труднее будет собирать голоса "белых мужчин".
07:31
Валентин Барышников
Обама лидирует во Флориде и Огайо - но незначительно, подсчет продолжается.
07:30
Ольга Серебряная
Кириллу Кобрину - Это если вообще будут искать общую почву. Есть мнение, что происходит общее расшатывание двухпартийного баланса:

С одной стороны, республиканцы создают прекрасный прецедент для маленьких партий, демонстрируя, какими пользоваться техническими приемами, чтобы выключить из игры действующего президента. С другой стороны, Обама явно пишет учебник для будущих президентов «Как добиться того, что хочешь, когда Конгресс не разрешает». Обама – первый президент, который проводит такую одностороннюю политику, особенно внутри страны. В феврале 2011 года он объявил, что его администрация больше не будет отстаивать в судах Закон о защите семьи. Весной того же года он ввел в действие новые правила по защите окружающей среды, указав соответствующему ведомству на возможность более широкой интерпретации существующего законодательства – при том, что сами эти новые правила так и застряли в Конгрессе. Уже в этом году президент воспользовался парламентскими каникулами, чтобы произвести четыре важных назначения – несмотря на то, что Сенат собирался на специальные заседания, чтобы попытаться их блокировать. Если на выборах победят республиканцы, они тоже смогут воспользоваться разработанной президентом схемой – только уже в своих целях.

(Эндрю Романо и Даниэль Клайдман на Daily Beast)
07:29
Валентин Барышников
Маше Гессен: поправение центра? Интересно - и полемично. республиканцы, я думаю, не согласятся - они говорят о коренных демографических изменениях в пользу демократов.
07:25
Владимир Дубинский
В Пуэрто-Рико голосуют на референдуме по статусу этой территории США. Варианты: 1. стать 51-ым штатом, 2. стать независимым государством. 3. сохранить статус-кво. Результаты неизвестны, но, по сообщениям, большинство склоняется к идеи стать штатом.
07:25
Маша Гессен
Кириллу Кобрину - мне кажется, Вы чересчур оптимистичны. Во-первых, мы имеем дело вовсе не с радикальным неолиберализмом с одной стороны и радикальным этатизмом с другой, а с последовательным поправением всего общества в течение трех десятилетий. Именно результатом смещения политического центра направо является радикализация правого крыла - иначе бы оно оказалось в центре. Вот откуда выросло "чаепитие". Политика Обамы на самом деле отражает значительное сдвижение влево. Но риторика, к сожалению, катастрофически отстает от политики. Так что, боюсь, чаепитие пока продолжится.
07:24
Валентин Барышников
Ну, проверка - возможно ли преодолеть раскол - близка. Предстоит решать, что делать с fiscal cliff - истекающими налоговым льготами, которые грозят обрушить экономику. Все это уже мы видели при повышении потолка госдолга, когда все всерьез стали обсуждать дефолт Америки.
07:18
Кирилл Кобрин
Но вообще, независимо от исхода выборов, видимо, главная задача будущего президента, нового или старого, неважно -- попытаться навести мост между двумя почти равными половинами политически расколотого американского общества. А чтобы договариваться, нужно иметь хоть какую-то общую платформу -- и не бросаться в крайности. Мой прогноз -- в ближайшие четыре года радикальные как неолиберализм, так и этатизм будут не в моде.
07:15
Валентин Барышников
Обама:Ромни - 167:158
07:10
Маша Гессен
В четырех штатах проходят референдумы по однополым бракам. В штатах Мэн, Мэрилэнд и Висконсин избирателям предлагается легализовать однополые браки, в штате Миннесота - запретить. По Висконсину данных пока нет, в остальных трех штатах однополые браки побеждают.
07:10
Ольга Серебряная
Маше Гессен: совершенно верно. Поэтому когда надо различить, пишут "добровольная эвтаназия". Что как бы предполагает существование недобровольной и уводит нас совсем в другие дебри.
07:08
Кирилл Кобрин
Самый страшный вопрос сегодняшних американских выборов: ЧТО СКАЖЕТ ЧУРОВ?
07:06
Маша Гессен
Ольге Серебряной - с термином эвтаназия проблема: он означает как прекращение жизни по просьбе больного, так и отключение искусственного поддержания жизни по инициативе врача или родственников.
07:03
Валентин Барышников
Обама:Ромни - 157:152

Ждем четыре ключевых штата - Флорида, Огайо, Виргиния, Колорадо
07:03
Ольга Серебряная
Маше Гессен: assissted suicide принято переводить не на русский, а сразу на древнегреческий. Эвтаназия.
07:00
Ольга Серебряная
Представляем нового конгрессмена Джозефа Кеннеди Третьего.



06:59
Валентин Барышников
Из репортажа корреспондента РС в Вашингтоне Аллана Давыдова:

Первые впечатления: гигантская автопарковка забита автомобилями, несколько неприметных, подчеркнуто вежливых полицейских и сотни людей в очереди, которая тянется по длинному коридору к залу, где проходит голосование.
06:57
Маша Гессен
Продолжу хвастаться своим родным штатом. В нашем Массачусеттсе на референдуме проходят легализация медицинской марихуаны и легализация "воспомоществования при суициде" (есть ли общепринятый перевод термина assisted suicide?). Массачусеттс станет всего лишь четвертым американским штатом, где врачам будет позволено оказывать помощь тяжело больным, желающим умереть (остальные: Орегон, Вашингтон и Монтана). А еще он стал первым штатом, легализовавшим однополые браки (2004 г.) и создавшим систему всеобщего медицинского страхования (2006 г.) И то и другое произошло, когда губернатором был Митт Ромни - впрочем, он от обоих достижений отрекается.
06:57
Валентин Барышников
В ожидании решающего момента - еще один мой любимый момент кампании: лошади и штыки

Загрузить

06:54
Валентин Барышников
Нью-Гемпшир - Обама.
06:52
Валентин Барышников
Интересно, в этой кампании порог "проходимости" президента по безработице считался 8 процентов. Инфляция?
06:51
Владимир Дубинский
Валентину Барышникову - а такая мантра: в период после Второй мировой войны, ни один американский президент не был переизбран, если уровень безработицы превышал 7,2%. А сейчас он выше. Но у Обамы высокие шансы. Вот и верь в разные мантры. А сенатор Дик Дурбин вполне уважаемый политик.
06:50
Маша Гессен
Об очередях: вчерашняя заметка в журнале Atlantic под заголовком "В Америке никто не должен стоять в очереди 7 часов, чтобы проголосовать". Повод: в предыдущие выходные во Флориде (той самой) выстроились многочасовые очереди желающих проголосовать досрочно. "Мы просим наших сыновей и дочерей, мужей и жен жертвовать жизнью в других странах во имя таких благородных понятий как "свобода" и "демократия". А тем временем мы как нация, мы как народ готовы терпеть очередной электоральный цикл, правила которого таковы, что некоторым из наших сограждан приходится пожертвовать человеческим достоинством просто чтобы проголосовать".

А я помню выборы 1988-го года (Буш-старший против Майкла Дукакиса), когда в Бостоне выстроились длиннющие очереди в самый вторник выборов, так что закрыть участки вовремя не удалось. Голосование закончилось только к 11 часам вечера, тогда же, когда на Западном побережье - и уже было известно, что Буш победил во всех штатах кроме Массачусеттса.
06:49
Кирилл Кобрин
Республиканец Мурдок (крайний консерватор и автор знаменитой фразы о Божьем Промысле) проигрывает место в Сенате от Индианы демократу Джо Доннелли.
06:49
Валентин Барышников
Наша карта
06:48
Валентин Барышников
Подсчет голосов в других ключевых штатах.

Флорида - необыкновенно близко.
Огайо - Обама лидирует
Виргиния - Ромни лидирует
Нью-Гемпшир - Обама лидирует
06:47
Валентин Барышников
У Ромни пока - ни одного ключевого штата.
06:46
Валентин Барышников
Пенсильвания и Висконсин - у Обамы
06:44
Ольга Серебряная
Валентину Барышникову. Там был комментарий: "Когда выборы ничего не значат, очередей нет".
Но это не всегда так. На предпоследних парламентских выборах в России, когда они уже ничего не значили, мне пришлось стоять минут сорок, чтобы узнать, что мой избирательный участок переделили и мне надо идти в другую школу. Впрочем, я успела.
06:43
Кирилл Кобрин
Говорят Джозеф Кеннеди Третий выигрывает место в Палате представителей от Массачусетса
06:40
Маша Гессен
Висконсин с его 10-ю выборщиками достается Обаме.
06:39
Владимир Дубинский
Я уже писал о Флориде. Но там, кажется, назревает нечто ой-ой-ой. При 80-ти процентах подсчитаных голосов, Ромни впереди только на 600 голосов. И это при миллионах голосовавших! С замиранием сердца следим за Флоридой!
06:39
Юрий Жигалкин
Согласно прогнозу Fox News, республиканцы увеличат свое представительство в Палате представителей, что, скорее всего, свидетельствует о неугасшем влиянии Движения чаепития и обещает в случае сохранения Сената за демократами законодательный пат.
06:38
Владимир Дубинский
Мне, да, впрочем, и не только мне, нынешние выборы напомнили о ставшей крылатой фразе, которую придумали почти двадцать лет назад сотрудники предвыборной кампании Билла Клинтона: «Все дело в экономике, глупыш?»
(It's the economy, stupid)


В экономике всё дело оказалось и на сей раз. Страна пережила крупнейший экономический кризис, и только что постепенно выходит из самой тяжелой рецессии послевоенного периода. Многие американцы без работы, и многие сомневаются в том, что их страна будет экономически процеветать. На нынешних выборах кандидаты, вне зависимости от их личных качеств, представили избирателям два абсолютно разных видения экономического будущего страны.
06:37
Валентин Барышников
Ольге Серебряной. Тут, видимо, обратная зависимость - стоишь в очереди на избирательный участок - не надо стоять за колбасой, хлебом и всем прочим.
06:35
Валентин Барышников
Виргиния, Огайо, Мичиган, Висконсин, Пенсильвания, Айова, Колорадо, Флорида, может быть, Нью-Гемпшир - вот наша география сегодня
06:34
Маша Гессен
На вечеринке в Спасо-Хаусе (резиденции американского посла в Москве) трудно было найти человека, проголосовавшего за Ромни. Даже, пожалуй, невозможно - все, у кого я спрашивала, либо ответили, что голосовали за Обаму, либо отказались ответить, сославшись на то, что работают на государство вне зависимости от того, представитель какой партии им сегодня руководит (не все сотрудники посольства являются политическими назначенцами). Преобладание демократов над республиканцами (вплоть до отсутствия последних) вполне объяснимо: во-первых, Макфол - назначенец Обамы; во-вторых, чем выше образовательный и имущественный ценз, тем вероятнее, что американец является демократом - а бедные и менее образованные американцы редко добираются до Москвы. Да, и среди американцев, выезжающих за границу, преобладают демократы. А вот интервью с сотрудником посольства, отказавшимся сказать, за кого он голосовал. Зато он рассказал, как окончательно убедился в том, что каждый голос важен: 12 лет назад он голосовал по открепительному талону как житель Флориды. "Я думал, что мой бюллетень даже не вскроют", - говорит он. Но, как мы помним (а кто не помнит - рекомендую посмотреть фильм Recount), во Флориде пересчитывали бюллетени несколько раз, вручную, и каждый голос был на вес золота: именно от результатов пересчетов, казалось, зависит исход выборов (на самом деле его в результате решил Верховный суд). Там, кстати, тоже среди героев были автоматы-мошенники, не до конца продавливавшие кругляшки на карточках для голосования, так что голос не засчитывался. Кругляшки эти называются chad - американцы старше 30-ти это слово, думаю, никогда не забудут.





06:33
Маша Гессен
Мы с семьей провели учебный год 2008-2009 в Америке. Так что 4 года назад мы с детьми сели накануне выборов и обсудили, как голосовать. За Обаму, разумеется, и еще решили, что по вопросам референдумов в штате Массачусеттс проголосуем "за" - за запрет на собачьи бега и за легализацию употребления марихуаны. На следующий день пошли в школу, где учились дети, всей семьей, и я, как единственный совершеннолетний обладатель американского паспорта среди нас, проголосовала. Затем смотрели телевизор, и у меня натурально на глаза навернулись слезы, когда Рэйчел Мэддоу по MSNBC объявила, что победил Обама. С марихуаной и собачьими бегами тоже вышло по-нашему. И еще пару недель в воздухе было какое-то воодушевление: мне кажется, американцы, проголосовав за чернокожего кандидата, показали сами себе, что они лучше, чем думали. В общем, я была очень рада, что детям удалось понаблюдать за такими жизнеутверждающими выборами. Да и для взрослых людей это незабываемый день. Вот, например, сотрудница американского посольства рассказывает, почему она проголосовала за Обаму и как она праздновала его победу 4 года назад.

Загрузить




06:33
Маша Гессен
То есть из ключевых штатов пока посчитаны два, и оба достались Обаме: Мичиган (16 выборщиков) и Пенсильвания (20 выборщиков). Если я ничего не путаю, спорными остаются 9 штатов с 94 голосами - включая ту самю Флориду с 29-ю.
06:32
Ольга Серебряная
Евгений Морозов, специалист по влиянию разных технологий (коммуникационных) на политику, visiting scholar в Стэнфорде, пишет в Твиттере: "А вот в Советском Союзе не надо было стоять в очереди, чтобы проголосовать".
Что, кстати, правда.
06:31
Валентин Барышников
Сенатор-демократ Дик Дурбин повторяет одну из главных мантр ночи: "В американской истории ни один республиканец не становился президентом без победы в Огайо, и господин Ромни был позади в опросах...".
06:30
Кирилл Кобрин
Владимиру Дубинскому: хороший повод для республиканцев подумать о переходе на более умеренные позиции.
06:26
Валентин Барышников
Сергей Рогов, директор института США и Канады РАН.

Я считаю, что эта избирательная кампания проходила очень интересно, и вообще, американские выборы всегда проходят интересно, но в этом году наиболее четко проявилась политическая поляризация, противостояние между двумя партиями по ключевым вопросам внутренней политики США и в определенной степени внешней политики США. Ситуация говорит о том, что в Америке сегодня существует очень жесткое политическое противостояние, политический раскол, когда знаменитый американский прагматизм, проявляющийся в том, что, несмотря на различия в позициях двух партий, прагматики из той или другой партии находят компромисс, эта ситуация исчезла, потому что у республиканцев фактически не осталось центристов-прагматиков, да и в Демократической партии их немного. Поэтому политическая борьба носит очень жесткий характер. Ромни в период первичных выборов всячески доказывал, что он вовсе не умеренный кандидат, а крайний консерватор, только благодаря этому он смог победить своих соперников в первичных выборах, поскольку старался занять позицию крайне правую. Но после съезда Республиканской партии Ромни сдвинулся в центр и уже в ходе дебатов с Обамой выступал с куда более умеренной платформы. Именно это помогло ему сравняться с Обамой, а в определенный момент даже опередить его.
06:24
Маша Гессен
Элизабет Уоррен, демократический кандидат в Сенат от шатат Массачусеттс, вывесила на своей страничке в Фейсбуке открытку со словами Thank you! Кажется, это означает, что она победила. Это важная победа по двум причинам. Во-первых, это место в Сенате, долгие годы "принадлежавшее" клану Кеннеди, возвращается демократам. Во-вторых, я считаю, что Элизабет Уоррен - великая женщина. Мне довелось слушать ее в Гарварде, где она преподавала, в самый разгар финансового кризиса, еще до того, как Обама призвал ее на службу в Вашингтон. Никто так ясно - и так жестко - не говорил о причинах кризиса. Задолго до того, как журналисты и общественность стали говорить о чрезмерно сложных финансовых инструментах как об одной из причин кризиса, Уоррен говорила (воспроизвожу по памяти): "Это как если бы вам продали тостер, он бы загорелся и спалил ваш дом, а производитель сказал бы: ну как же, там была инструкция со схемами на ста страницах, сложный прибор, мог и сгореть". А потом она уехала в Вашингтон, и отчасти благодаря ее усилиям появились ограничения на деятельность компаний-эмитентов кредитных карточек - еще одна большая заслуга администрации Обамы.
06:22
Владимир Дубинский
Кириллу Кобрину. Не могу представить, что конгрессмены-республиканцы и президент-демократ смогут найти общий язык. Что скажут избиратели на промежуточных выборах в Конгресс через два года. Как я писал ранее сегодня. Недовольство избирателей Конгрессом достигло рекордного уровня.
06:21
Валентин Барышников

Евгений Аронов, корреспондент Радио Свобода в США.

Самый интересный момент кампании - тот, который определяет ее исход. Каким бы малым он объективно ни был. При равенстве шансов, даже на финишной прямой, все может решить последняя яркая перепалка между соперниками. Таковая произошла в пятницу. Поводом к ней послужило импровизированное заявление, сделанное Обамой на предвыборном митинге: " Не надо освистывать Ромни", - наставлял собравшихся президент. - "Если хотите расквитаться с ним - приходите лучше голосовать". Штаб Ромни оперативно отреагировал на этот экспромт: "Американцы голосуют не из чувства мести, а из любви к своей стране". Это была дуплетная стрельба по двум целям: мелочность соперника и его забвение патриотических идеалов. В довершение ко всему, упомянутый митинг, на котором выступал Обама, состоялся в ключевом избирательном округе самого ключевого штата - Огайо.
06:18
Ольга Серебряная
Справедливость, кажется, торжествует: Тодд-женский-организм-так-устроен-Эйкин проигрывает Клэр Макскилл в Миссури со счетом 42% против 51%.
06:17
Валентин Барышников
Еще немного мнений о кампании.


Нина Хрущева, профессор университета New School в Нью-Йорке

Очень показательными были дебаты о экономике. Достаточно посмотреть на прирост рабочих мест. Как я сказала, плоховато по прежнему, но хотя бы они растут уже 32 месяца, больше 5 миллиона работ прибавилось. Не знаю, кто мог бы сделать лучше. Страна все-таки была в ужасном состоянии перед первыми выборами Барака Обамы в 2008.
06:16
Владимир Дубинский
Опять Флорида? По данным CNN - там почти ничья после подсчета 75 процентов голосов.
06:15
Кирилл Кобрин
Владимиру Дубинскому: Получается, если так, то опять ситуация, близкая к параличу?
06:15
Валентин Барышников
Новые данные:

Обама-Ромни: 123-152

Обама взял Нью-Йорк и, что важно для него - Мичиган,
Ромни - предсказуемый Техас.
06:15
Ольга Серебряная
Глава вашингтонского бюро Радио Свобода/Радио Свободная Европа Хизер Маэр отмечает высокую явку. Во многих местах люди провели сегодня в очередях по два-три часа. На прошлых выборах во многих штатах были установлены рекордные явки. В этом году, как ожидается, рекорды обновятся.
06:14
Маша Гессен
Похоже, республиканцы проиграли в "родных" штатах обоих кандидатов партии: в Мичигане, откуда родом Ромни, и в Висконсине, который Пол Райан представляет в Конгрессе. А вот демократы в "своих" штатах (Иллинойс и Делавер) выиграли, как и положено.
06:12
Владимир Дубинский
СNN - республиканцы сохраняют большинство в Палате представителей Конгресса. Если победит Обама, а демократы сохранят большинство в Сенате, расстановка сил в Вашингтоне останется прежней.
06:09
Владимир Дубинский
В Вашингтоне, где я голосовал, бюллетени были предельно просты и понятны. Ошибиться при голосовании мог только круглый идиот. Надо надеяться, что в других штатах тоже самое. Не дай бог повторения проблем с бюллетенями во Флориде в 2000 году! Если так будет, наша с вами онлайн трансляция о результатах выборов затянется недели, этак, на две.
06:09
Кирилл Кобрин
Огайо -- очень важный штат, не только политически. Одна из лучших американских прозаических книг прошлого века называется "Уайнсбург, Огайо" (1919), написал ее Шервуд Андерсон. Городок Уайнсбург списан с Клайда, куда Андерсоны переехали, когда Шервуду было три года. Интересно, как там сейчас голосуют.
06:08
Ну, некоторые ключевые штаты уже закончили голосовать - Вирджиния, например, уже два часа как. Но там все еще считают. Так что результатов, считай, пока нет никаких: не подсчитан ни один из штатов, чьи избиратели могут решить судьбу президента.
06:04
Юрий Жигалкин
Подброшу немного статистики в разговор. Последние данные Associated Press: после подсчета пяти процентов голосов Ромни ведет в общенациональном подсчете. 52 процента голосов против 47 процентов. Неожиданностей, впрочем, пока нет Избирательные пункты в ключевых штатах все еще октрыты. Ночь, как говорят американцы, будет. скорее всего, долгой.
05:58
Валентин Барышников


05:58
Владимир Дубинский
Следим за тем, как голосуют молодые американцы. В 2008-ом году они подавляющее поддержали Барака Обаму. Однако, сейчас их поддержка президенту не столь сильна. Многие молодые люди не могут найти работу. Судя по опросам, они все будут голосовать за президента, так как им считают неприемлемыми позиции республиканцев по ряду социальных вопросов. Тем не менее на такую поддержку, как в 2008-м президенту рассчитывать вряд ли стоит.
05:57
Маша Гессен
Валентину Барышникову - про бюллетени: образцы - можно, да. Как я только что вычитала в той же самой заметке.
05:56
Валентин Барышников
Зато нам читательница прислала фотографии образцов заполнения бюллетеней, выданных перед избирательным участком в Вирджинии. Их можно публиковать?
05:56
Маша Гессен
Валентину Барышникову - про Гуантаномо: вы имеете в виду то, что непонятно, что делать с содержащимися там людьми, которых по закону никак не получится держать под стражей на американской земле, но и отпустить некуда? Но мы ж его для того и выбирали, чтобы он решал нерешаемые проблемы!
05:52
Ольга Серебряная
По поводу гибели американского посла в Ливии.
Многие ожидали, что Хиллари Клинтон заявит, что случившееся - результат недоработки ее ведомства (тем более, что она не собирается работать дальше, если Обама выиграет второй срок). Но когда она все-таки сделала свое заявление, в России не было ни одного новостника, у которого рука не потянулась бы написать "Хиллари Клинтон взяла на себя ответственность за убийство американского посла в Бенгази". Трудности перевода.
05:52
Маша Гессен
Помните, как мы в России полюбили фотографировать бюллетени перед тем, как опустить их в урну? Представлялось, что это каким-то образом - вероятно, мистическим - даже защищает от кражи голоса. В Америке тоже это стало модно - примерно в той мере, что модно стало голосовать. Но, оказывается, во многих штатах фотографирование бюллетеня запрещено законом. The Daily Beast объясняет, почему: это сделано в рамках борьбы с торговлей голосами - в таких сделках фотография заполненного бюллетеня служит доказательством того, что работа выполнена.
05:51
Валентин Барышников
Маше Гессен - мне казалось, Гуантанамо какая-то невозможно с точки зрения закона проблема? Это не так, существовали возможности ее закрыть?
05:42
Валентин Барышников
Мария Липман, политический эксперт Центра Карнеги

Я отмечу дискуссию, которая проходила между конкурентами по поводу гибели американского посла в Ливии. Действительно, то, как отчаянно республиканский кандидат пытался бить в эту точку, чтобы каким-то образом попытаться если не обвинить Обаму в гибели этого человека, то, во всяком случае, продемонстрировать нации, что Обама не в состоянии защитить своих собственных граждан, своих дипломатов за пределами США, на меня произвело действительно сильное впечатление. Хотя, как мне кажется, история была гораздо яснее, чем она стала в процессе этой дискуссии.
05:41
Валентин Барышников
Ирина Лагунина, международный обозреватель Радио Свобода

Момент, когда в число тем кампании попала тема Бенгази и нападения на консульство США, в результате которого погиб посол США Крис Стивенс и еще трое дипломатов. На мой взгляд, все в этой истории было показательно. Быстрота, с которой секретная, но представляющая непосредственный интерес для общества информация попала в прессу. Давление законодательной ветви власти, которая проводила собственное расследование и добивалась от Госдепартамента объяснения, почему администрация в течение недели продолжала говорить о том, что нападение было спровоцировано фильмом о пророке, вызвавшим спонтанные демонстрации, хотя по дипломатическим каналам изначально была передана информация о хорошо спланированной и преднамеренной атаке. И, наконец, прямое противостояние Митта Ромни и Барака Обамы по этому вопросу в ходе дебатов, когда играло значение каждое слово.
Любопытно еще и то, что в любое другое - более благополучное экономически время - подобная история стоила бы поста действующему президенту. Ведь в километре от консульства в Бенгазе были расквартированы американские части, был укрепленный объект, в котором дипломаты могли укрыться. А о том, что укрываться надо, сигналы тоже поступали, но на них не отреагировали в центре... Но в этой кампании подобная ошибка не стала решающей. Решающими все-таки оказались вопросы экономики, кризиса, безработицы и создания новых рабочих мест. А раздел мнений по этим проблемам в США в последнее время колеблется незначительно. Вот и получилось 50х50.
05:41
Маша Гессен
В продолжение темы "непроданной" реформы здравоохранения. Обама вообще все 4 годы плохо продавал те самые свои достижения, на которые надеялись наиболее яркие группы его избирателей: то, что женщины, представители всевозможных меньшинств и - возможно, главное достижение его кампании - в огромных количествах проголосовавшие очень молодые люди. В глазах многих из этих людей последние 4 года Обама вел соглашательскую, слабую политику. Вот здесь нижеупомянутая телеведущая Рэйчел Мэддоу предлагает хронологию поступков Обамы на посту президента - и получается совсем другая картинка (и совсем даже не так картинка, которую рисует его собственная кампания). Первым подписанным Обамой актом стал давно ждавший своего часа закон, позволяющий женщинам подавать в суд на работодателя в случае зарплатной дискриминации по гендерному признаку. Через полгода подписал закон, сильно ограничивающий возможности табачных компаний. Еще через полгода - реформа системы студенческих займов. По ходу дела действительно спас американский автопром. Возможно, предотвратил повторение Великой Депрессии. Тут как раз подоспела реформа здравоохранения. Назначил двух женщин в Верховный суд. Закончил войну в Ираке, разделался с бин Ладеном, бросил курить, и еще кое-что по мелочи. Впрочем, невыполненные обещания все равно всегда запоминаются лучше. Для меня главное из них - обещание закрыть тюрьму на военной базе в Гуантаномо.
05:40
Владимир Дубинский
Я не могу припомнить предвыборной президентской кампании в США, во время которой внешней политике уделялось так мало внимания, как на сей раз. Даже во время дебатов между Обамой и Ромни по внешнеполитическим проблемам, кандидаты то и дело пытались перевести разговор на внутренние темы. Это свидетельствует о том, что на нынешних выборах избирателей внешняя политика не очень тревожит. Главное – экономика и создание рабочих мест!
Да, конечно, была дискуссия по текущим международным проблемам – Ирану, Сирии, Афганистану – но особых разногласий между кандидатами эта дискуссия не выявила.
О России, вообще, речь не шла. Один раз только Ромни подверг Обаму критике за то, что при нём Россия диктует свои условия по Ирану и Сирии, особненно в ООН. Ромни припомнил Обаме и его просьбу передать Владимиру Путину, что после выборов он (Обама) будет обладать большей гибкостью. Ромни пообщел Путину больше жесткости, а не гибкости, в случае победы.
05:35
Валентин Барышников
Ксения, Нью-Йорк.

Победит Обама.
Самое запомнившееся - бесспорно, поведение обоих кандидатов перед, во время и после урагана Сэнди стало самой показательной частью предвыборной кампании.
05:33
Ольга Серебряная
Тодд Эйкин, кандидат в сенаторы от штата Миссури, прославившийся словами о том, что беременности при изнасиловании почти никогда не бывает, потому что женский организм так устроен, пока ведет на выборах (по данным Fox News, 55% против 40% у ближайшей соперницы - более одного процента бюллетеней подсчитано).
Я болею за его соперницу Клэр Маккаскил и поэтому напомню речь, которую для Эйкина написал сатирический блог The Onion:

Я неудачно выразился; кроме того, мои слова вырвали из контекста. Вот что мне следовало бы сказать на самом деле: я никакой не политик и не заслуживаю уважения; я, в сущности, недочеловек и монструозный болван – болван столь же бесчувственный, сколь и глупый во всех отношениях; ко мне следовало бы приставить человека, который каждое утро тщательно заклеивал бы мне рот скотчем, чтобы из него не вырывались женоненавистнические ремарки, достойные разве что имбецила. Я хотел сказать, что мир от моего присутствия становится только хуже, что я не знаю ровным счетом ничего из того, что обсуждалось в этом интервью – да и вообще ничего не знаю, на самом-то деле; я должен каждый божий день приносить извинения населяющим этот мир женщинам, но и это бессмысленно, потому что ничтожный до неразличимости уровень моего интеллекта и полное отсутствие порядочности превратят мои речи в их противоположность. Я должен недвусмысленно заявить, что не стою даже того времени, которое вы потратили, чтобы прочитать этот текст. Вот что я имел в виду сказать. Простите, что ввел вас в заблуждение.
05:33
Валентин Барышников
Владимир Абаринов. Корреспондент Радио Свобода в США.

Ураган Сэнди, повысивший непредсказуемость выборов. Его эффект в полной мере сейчас невозможно оценить: с одной стороны, он понизит явку, с другой - он поднял личный рейтинг Обамы, с третьей - бросается в глаза неэффектианость федеральных чрезвычайных служб, а значит, того самого Большого Правительства, с которым борется Ромни. Учесть все эти факторы сейчас сложно, но они создают дополнительную интригу.
05:32
Кирилл Кобрин
Валентину Барышникову: пулемет обычно стреляет не в цель, а "покрывает сектор"
05:32
Владимир Дубинский
Онлайн публикация Huffington Post - Обама покм впереди по общему числу голосов по всей стране. Но это ничего не значит. Голоса выборщиков - это главное.
05:28
Валентин Барышников
Кириллу Кобрину - сейчас увидим, попал ли этот пулемет.
05:28
Валентин Барышников
Брайан Уитмор, международный обозреватель Радио Свобода:

Наиболее памятные моменты кампании: последствия урагана Сэнди, когда республиканец, губернатор Нью-Джерси Крис Кристи похвалил действия Обамы.
05:27
Валентин Барышников
Ну что, пока Обама-Ромни 65-82. Ждем Флориду.
05:26
Кирилл Кобрин
Кстати, это первая по-настоящему Твиттер-избирательная кампания. Аккаунт Обамы стрелял как пулемет.
05:26
Валентин Барышников
Михаил Бернштам, профессор экономики, сотрудник Гуверовского института

Наиболее интересным было то, что в иной обстановке было бы неинтересно, а сейчас даже опасно: ни один из кандидатов не имеет содержательной конкретной позиции по основным вопросам национальной безопасности и внешней политики. А собственно интересным было, что заговорили на языке цифр о будущем банкротстве социальных фондов (государственного пенсионного и медицинских) и о том, как их спаси и как сократить государственный долг. То есть заговорили не про 4 года вперёд а про 20, про детей и внуков.
05:21
Валентин Барышников
Ромни на борту своего самолета:

Мы сражались до конца, и думаю, мы добьемся успеха. Я только что закончил писать победную речь. Это около 1118 слов. Она еще изменится, когда семья, друзья и советники поделятся реакцией, но я пишу только одну речь в этот момент.
05:16
Валентин Барышников
Брайан Уитмор, международный обозреватель Радио Свобода:

Наиболее памятные моменты кампании: странное выступление Клинта Иствуда, говорившего с пустым стулом на на республиканском съезде.
- смотреть с отметки 3-30. И вот реакция на выступление великого Клинта.
05:14
Валентин Барышников
CNN: Джорджия - Ромни.
05:13
Владимир Дубинский
Четыре года назад люди, действительно ликовали и плясали. Я наблюдал как у Белого дома спонтанно собралась многотысячная толпа, а весь Вашингтон гулял всю ночь, как после победы любимой футбольной команды. Интересно, что будет сегодня после полуночи, вне зависимости от того, кто победит. Я нахожусь в полутора километрах от Белого дома. Как что-то станет известно, расскажу.
05:06
Валентин Барышников

Шломо Вебер, американский экономист, профессор Южного методистского университета города Даллас

Вспоминается крайне неудачное выступление Обамы на первом президентском дебате резко сократило разрыв между кандидатами и, возможно, приведёт к тому что Ромни победит Обаму по общему числу голосов по всей стране. Но победа Обамы во Флориде, Висконсине и Огайо вeрнeт его в Белый дом на следующие 4 года.
05:03
Маша Гессен
А вот детское издательство "Розовый жираф" тоже ведет онлайн-трансляцию выборов. Корреспондетны - дети. Отличное, в частности, описание того, как работают добровольцы во время предвыбороной кампании: за месяц до выборов "обходят совершенно все дома, стучат в дверь и всех уговаривают голосовать за Обаму – даже тех, кто совсем против. Потом ходят уже только по домам, в которых Обаму точно поддерживают – и уговаривают их не забыть и не пропустить выборы. И наконец, в сам день выборов добровольцы трижды обходят всех союзников и напоминают им, что пора голосовать".
05:03
Ольга Серебряная
Временные пункты для голосования на Статен-Айленде. Кое-где света нет до сих пор.



фото отсюда
05:03
Валентин Барышников
Новая порция результатов.

CNN считает: шесть штатов - Обама:
Коннектикут
Массачусетс
Род Айленд
Делавер
Мэриленд
Иллинойс

Оклахома - Ромни.
05:00
Маша Гессен
Вот эта прекрасная пара разгильдяев (проголосовали в посольстве в Москве, за 10 минут до закрытия) только во время интервью выяснила, что оба проголосовали за Обаму. Это они так шутят. Зато замечательно вспоминают, где они были (тогда еще по отдельности, судя по всему) 4 года назад: "люди ликовали, танцевали, обнимались".




04:59
Валентин Барышников

Владимир Абаринов. Корреспондент Радио Свобода в США.

Запомнились первые теледебаты, когда соперники впервые встретились лицом к лицу. Ромни резко пошел в гору.
04:58
Юрий Жигалкин
За утренним кофе я узнал из репортажей нью-йоркского городоского телеканала о многочасовых очередях в избирательные пункты. Раздраженные избиратели сетовали на плохую организацию голосования, глава городской избирательной комиссии объяснял, что это редкие исключения.
И он был прав, если судить по моему избирательному пункту, на Севере Манхэттена. У входа в среднюю школу, в фойе которой традиционно проводятся выборы, не было не только очереди, отсутствовал непременный атрибут любых выборов: летучие пикеты активистов агитирующих за своих кандидатов на законном расстоянии от избирательного пункта. Я даже упел потревожиться: не пропустил ли я извещение об изменении места голосования. Небольшие объявления на заборе школы со стрелкой, указывающей на вход в избирательный пункт успокоили: не пропустил.
Работники пункта быстро нашли мое имя в списке избирателей, выдали избирательный бюллетень и пронумерованную карточку избирателя.
На этот раз строчек для голосования в бюллетене немного. Первая строка – президент и вице-президент, затем - сенатор, член Палаты представителей, четыре члена Верховного суда штата (предлагается пять кандидатур, четыре демократа, один республиканец). Заштриховываю овалы рядом с именами моих кандидатов, подхожу к мащине для голосования, сотрудница участка просит мою карточку избирателя и предлагает «опустить бюллетень». Вставляю бюллетень в прорезь сканнера. Через несколько секунд на экране машины появляется надпись: «Спасибо, вы проголосовали!»
В тридцати метрах от входа в избирательный участок, на законной для ведения профессиональной деятельности дистанции от участка, вхожу в роль журналиста и спрашиваю у выхоливших за кого они голосовали. Единственный ответ – Барак Обама. А почему, на их взгляд, столь невысока активность избирателя? Так ведь все ясно. В Нью-Йорке демократическому кандидату в президенты победа обеспечена, что называется, по определению. А на выборах в местные органы власти оспаривалось лишь одно место. На него претендовал один кандидат. Демократ.
04:56
Юрий Жигалкин
Коллеги, давайте упомянем, что после подсчета одного процента голосов, согласно агенству Associated Press, Ромни лидирует в обшенациональном голосовании. 51-48 процентов.
04:55
Владимир Дубинский
Запомнилось также, что на своей съезд во Флориде республиканцы не пригласили бывшего президента Джорджа Буша. Хотели полностью дистанцироваться от периода с 2000 по 2008 год.
04:54
Маша Гессен
Мне кажется, эта предвыборная кампания запомнится тем, что неприкрытая ложь стала фактом американской политической жизни. Именно не передергивание, не демагогия - этого добра всегда было в достатке - а совершенно открытое вранье. Самый выдающийся пример этого жанра - речь кандидата в вице-президенты Пола Райана на съезде республиканцев. Комментаторы оказались в тупике: речь по всем признакам блестящая, вот только полная вранья. Такая непривычная для американской большой политики жириновщина. И газеты не знали, как поступать с этим нововведением: в жанре "он сказал/она сказала" освещать вроде как нечестно, потому что в таком случае правда и ложь получают равный вес в повествовании. Так появился новый жанр: "факт-чекинг" в режиме реального времени.
04:52
Валентин Барышников
Обновили карту
04:51
Ольга Серебряная

Сегодня в Чикаго. Обама раздает автографы. Подписал ботинок. Интересно, подставлял ли кто-нибудь лоб.

04:51
Валентин Барышников
Да, мы тоже отмечаем, что сейчас Ромни в 11 раз превосходит Обаму. Ровно обратное нашим "ставкам".
04:49
Валентин Барышников
Отвечая Маше Гессен - ну, со здравоохранением понятно - слишком сильная оппозиция и тяжелая полемика. Билл Клинтон, привлеченный к кампании Обамы, говорят, удивлялся, как можно провернуть такую сложную реформу, и не "продать" ее избирателям.

У меня, кстати, как и у нашего читателя whyambee, самые сильные чувства вызвали психологические аспекты кампании, и прежде всего то, о чем говорит Брайан - история отношений Барака Обамы и Билла Клинтона. Вот тут изложено подробней, но я напомню - после выборов 2008 года они были в самых неприязненных отношениях, и не только потому, что супруга Клинтона Хиллари проиграла Обаме праймериз, но и потому, что Обама как бы отталкивал клинтоновское наследие. Назначение Хиллари Клинтон госсекретарем установило прохладный мир, а перед нынешними выборами клинтоновское наследие понадобилось - как образец процветания, к которому могут привести демократы. Помощники провели целую кампанию по сближению 42-го и 44-го президентов, и сейчас Клинтон активно участвует в агитации за Обаму. И при взгляде на невероятно контактного Клинтона начинаешь задумываться - как вообще решил пойти в политику столь закрытый человек как Обама - полная клинтоновская противоположность. И не в этом ли причина провала Обамы на первых дебатах?
04:49
Кирилл Кобрин
Еще о важных событиях в президентской кампании; вспомним первые дебаты Обама-Ромни, когда в игру вернулась интрига.
04:47
Маша Гессен
Строго говоря, сейчас у Ромни 33 голоса в коллегии выборщиков, а у Обамы - 3. Что, впрочем, пока ничего не меняет.
04:47
Валентин Барышников
Брайан Уитмор, международный обозреватель Радио Свобода:

Наиболее памятные моменты кампании: неожиданно слабое выступление Обамы на первых дебатах, центральная роль Билла Клинтона в кампании Обамы – после нескольких лет довольно враждебных отношений.
04:46
Валентин Барышников
whyambee, читатель из США.

Республиканский отбор был захватывающим процессом - очень полезным, чтоб понять, кто составляет костяк этой партии. Сама же кампания была не особенно интересна, разве что психологические ее аспекты: почему Обама не мог преодолеть своего отвращения в первых дебатах, почему Ромни так много прокалывался...
04:45
Владимир Дубинский
Согласен с Кириллом Кобриным. Насчет переизобретения республиканцев. Мне сегодня рассказал анекдот. Заходят в бар либерал, умеренный политик и консерватор. Бармен говорит: "что заказывать будете, господин Ромни?"
04:44
Ольга Серебряная
По данным Huffington Post,

Обама пока ведет во Флориде (29 голосов выборщиков, более одного процента бюллетеней) и в Южной Каролине (9 голосов). Последнее крайне неожиданно.
Ромни берет Джорджию, Индиану, Кентукки, Виргинию, Западную Виргинию.
04:43
Маша Гессен
Вот здесь: 12 фактов об Обаме, "которыми необходимо поделиться" по версии его предвыборной кампании. В основном они касаются экономики - "спас американский автопром", "32 месяца подряд падает безработица". Есть два упоминания прав человека: Обама "знает, что женщина должна самостоятельно принимать решения о собственном здоровье" (так иносказательно описывается право сделать аборт) и отменил политику Don't Ask, Don't Tell. Всего одно упоминание самого все-таки крупного достижения последних лет: реформы здравоохранения. И фантастическая, на мой взгляд, формулировка: "brought Osama bin Laden to justice." То есть "позволил справедливости свершиться" по отношению к Осаме бен Ладену. Поразительно то, что обычно эта формулировка используется, когда имеется в виду, что кто-то предстал перед судом: традиционно американцы верят, что справедливость вершится именно там.
04:40
Валентин Барышников
Вот рассказ о первых праймериз республиканцев - вспомним, как все начиналось 10 месяцев назад.
“...Нападая на Митта Ромни, вы помогаете его оппоненту Ньюту Гингричу. У Ньюта за плечами тяжелый багаж. Он был оштрафован на 300 тысяч долларов за нарушения норм этики и получил как минимум полтора миллиона от корпорации ''Freddie Mac'' как раз перед тем, как она способствовала экономическому краху...”.
http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24446797.html
04:39
Валентин Барышников
Кстати, о республиканцах многие говорят

Мария Липман, политический эксперт Центра Карнеги

Я бы отметила, пожалуй, какой-то парад чрезвычайно странных личностей, который прошел перед нами в период праймериз Республиканской партии. Люди, которые соревновались за то, чтобы быть номинированными в качестве кандидата, представляли собой, мягко говоря, очень странных персонажей. Они один за другим отсеивались, но каждый из них был страннее и удивительнее другого. И второе, связанное с этим - то, что Ромни, который праймериз выиграл, как казалось, просто на безрыбье, потому что все остальные были уж больно странные и неудачные, и, казалось, что он будет очень слабым конкурентов, тем не менее, Ромни за время кампании чрезвычайно много набрал очков, на что совершенно невозможно было рассчитывать. То, что кандидат оказался абсолютно вровень с президентом Обамой, это, мне кажется, само по себе довольно интересный, во всяком случае, впечатляющий результат.
04:37
Кирилл Кобрин
Я не эксперт по американской политике, но на вопрос Валентина Барышникова отвечу: предвыборная кампания республиканцев. Мне кажется, она показала серьезный кризис справа от политического центра, нарастание крайних настроений вообще. Tea party movement сыграло чуть ли не роковую роль в новейшей истории республиканцев, отпугнув многих умеренных от руководства партии. Вне зависимости от исхода выборов, республиканцам придется "переизобретать" себя. Впрочем, это мнение постороннего наблюдателя.
04:34
Владимир Дубинский
Кроме президентских выборах сегодня по по всей стране более ста семидесяти референдумов
Среди самых интересных: рефендум по предложению отменить смертную казнь в Калифорнии, легализации и регулированию продажи марихуаны в штатах Колорадо, Орегоне, Вашингтоне и Массачусетсе, легализация эфваназии в Массасусетсе.
Сразу в четырех штатах – Миннесоте, Мэне, Вашингтоне, Мерилэнде - проводятся рефернудумы по вопросу об однополых браках. Причем вопросы сформулированы по разному. В штате Мэн, например, речь идет об отмене запрета на однополые браки, введённого в 2009 года, а в Миннесоте, наоборот, голосуют по предложению конституционно ввести запрет на такие браки.
Важный референдум проводится также в Пуэрто-Рико - острове в Карибском море, которые не является штатом, а обладает статусом территории США. Избирателям предложено проголосовать, хотят ли они, чтобы их остров стал 51-м штатом, независимым государством или сохранил своей нынешний статус.

В Калифорнии голосуют также по вопросу о введении временных налогов с целью сокрашения дефицита бюджета штатов.

В некоторых штатах проводятся также голосования по вопросам, которые можно отнестить к разряду курьезных. В Калифорнии, например, решаетмя вопрос о том, следует ли принять закон, о том, что актеры в порнографических фильмах в обязательном порядке использовали презервативы. Это предложение выдвинули борцы со СПИДом и некоторые ветераны порноиндустрии.

В штате Орегон на голосование выдвинуто предложение о исправлении грамматическихи орфографических ошибок в конституции штата.

В штате Северная Дакоты голосуют по предложению объявить уголовным преступлением нанесения телесных повреждений собакам, кошкам и лошадям.
04:33
Владимир Дубинский
В Вашингтоне, то есть столичном округе Колумбия, наблюдалась повышенная активность избирателей. Предполагается, что число голосовавших побъёт все рекорды. Во многих участках образовались длинные очереди. Кое-где, как сообщают, барахлили компьютеры, но неполадки были быстро устранены.

Вашему корресподенту повезло. Я голосовал в 10 часов утра, и никаких очередей в моём участке не было. Весь процесс занял у меня десять минут. Был выбор: голосовать по компьютеру или заполнить бумажный бюллетень. Я предпочел бумажный.

Высокая активность избирателей наблюдается также в соседних с Вашигтоном штатах – Мерилэнде и Виргинии. Если в исходе президентских выборов в самом Вашингтоне и Мерилэнде мало кто сомневается – там по традции почти всего голосуют за кандидата Демократической партии – то в Виргинии предсказать результат очень сложно. Политически этот штат поляризован. На севере штата, то есть ближе к Ващингтону, избиратели предпочитают демократов; на юге – республиканцев. Кто победит, совершенно неясно. Но ждать осталось не долго. Избирательные участки закрываются в 19:30 по местному времени.

Виргиния, наряду с Флоридой, Огайо и Пенсильванией, считает ключевым штатом на выборах. Победа там жизненно необходима обоим кандидатам.
04:33
Владимир Дубинский
Не меньший интерес вызывают выборы в Конгресс. Решается судьба всех 538-им мест в Палате представителей и трети мест в Сенате.

Интересно, что несмотря на рекордно низкие рейтинги популярности конгрессменов и недовольство, которе избиратели выражают работой членов Конгресса, соотношение сил в составе главного законодательного органа власти вряд ли существенно измениться. Сейчас в палате представителей преимущество обладают республиканцы, и чтобы оно перешло демократам, тем необходимо получить по меньшей мере 25 мест. Судя по прогнозам, это вряд ли произойдет, хотя демократам, наверное, удастся отобрать у республиканцев несколько голосов. В Сенате – преимущество демократов, и судя по всем им удасться его сохранить.

Из наиболее интересных поединков на выборах в Конгресс отмечается борьба за место в Сенате от штата Массачусетс между республиканцем Скоттом Брауном и восходящей звездой демократической партии Элизабет Уоррен. Интересная ситуация слржилась в штате Мэн, где фафоритом на выборах в Сенат является независимый кандидат Энгус Кинг, который отказывается сказать будет ли он в случае избрания
04:31
Валентин Барышников
О, первые обновления на нашей суперкарте
04:30
Валентин Барышников
CNN - Западная Виргиния - Ромни
04:29
Валентин Барышников
Да, приступим, наконец, к обсуждению итогов завершившейся предвыборной кампании. Мы опросили нескольких экспертов - «Какие моменты предвыборной кампании или связанные с ней дискуссии показались вам наиболее важным и интересными». У нас есть несколько ответов:

Константин Сонин, проректор Российской Экономической школы

Номинация Ромни в качестве кандидата от Республиканской партии. С того момента, как Митт Ромни стал кандидатом от республиканцев, в избирательной кампании не было сюрпризов. В этот момент у Обамы было небольшое преимущество и он это преимущество очень аккуратно и технологично сохранил в течение пяти месяцев. Обама в смысле практической политики - ученик Дж. Буша мл., избирательную кампанию которого характеризовала редкая дисциплина.
04:28
Валентин Барышников
Читатель Алекс Фриман из Москвы

Я за Обаму, он более толерантный и за права секс-меньшинств!
04:27
Валентин Барышников
Читатель chuzyna из new york, n.y.
Ya progolosoval za Romney.
Za hristianina, protiv marxista Obamy.
04:25
Ольга Серебряная
Самым забавным в нынешней превыборной кампании была европейская реакция: недоуменная. Желающих защищать капитализм довольно много, но желающих защищать брак как союз мужчины и женщины, запрет на аборты и прочую радость, нет. В связи с чем высказывались надежды на реформу Республиканской партии в сторону большей умеренности.

Вот максимально про-Ромниевский пост (Эд Уэст из блогов Telegraph):

Интересно, почему европейцы так любят Обаму? Недавние опросы показали, что если бы Англия была 51-м штатом, Обама набрал бы 65%, а Ромни 7%. Во Франции соотношение 72 против одного, а в Германии Обама бы получил 81%, то есть немцы поддерживает американского президента больше, чем афро-американцы и даже кенийцы, несмотря на родственные связи. Вообще говоря, это очень странно, ведь Обама не особенно много внимания обращает на Европу. Помните его речь на годовщине падения Берлинской стены? Вот и я не помню.
Эта поддержка Обамы, скорее всего, связана в неприязнью «средних американцев», которые отсюда видятся вооруженными активистами Чайной партии, расистами, отрицателями глобального потепления и эволюции. Европейцам нравится Обама, потому что его образ их успокаивает. Американцы же вполне могут воспринимать его как пустого, скучного, слабого политика, вгоняющего страну в долги. Слава богу, голосовать будут американцы, а симпатии европейских либералов не стоят выеденного яйца.
04:23
Валентин Барышников
Кортни Брукс, корреспондент Радио Свобода с избирательного участка на Стэйтен Айленд - район Нью-Йорка, наиболее пострадавший от урагана Сэнди.

Десятки людей выстроились в очередь, чтобы проголосовать очень холодным вторничным утром. Даже сейчас рабочие расчищают территорию вокруг школы, где находится участок, и которая выглядит островком среди хаоса поваленных деревьев, столбов электропередач, хотя после шторма прошла неделя. Одна женщина ходила по окрестностям с мегафоном и призывала придти и проголосовать.
Отклики избирателей смешанные. Карла, 56 лет, не принадлежащая ни к республиканцам, ни к демократам, сказала Радио Свободая Европа/Радио Свобода, что голосовала за Ромни, поскольку, по ее мнению, Обама проявил некомпетентность по слишком многим пунктам, и во многих случаях оказывался невосприимчивым ни к чему, кроме собственного мнения. Карла сказала, что оставалась без света четыре дня после шторма, но затем подача электричества была восстановлена. Андреа, 34 лет, сказала, что пришла вновь проголосовать за Обаму, как и в 2008 году. По ее словам, она горда тем, как Обама отреагиоровал на ураган. Она сказала, что заранее решила судьбу своего голоса, и что он заслужил еще один президентский срок.
Мать и дочь, 51-летняя Марджори и 20-летняя Элиша также голосуют за Обаму. Марджори назвала Ромни “слишком уверенным в себе”, а Элиша добавила: “требуется время, чтобы сделать работу, тут за ночь не справиться”. 50-летняя мисс Бромфилд с Ямайки отказалась сказать, за кого голосовала. Она заявила, что вместе с 12-летней дочерью-инвалидом была брошена правительством во время урагана, и что энергетическая кампания предупредила ее, что у нее не будет света еще как минимум до пятницы.
04:22
Владимир Дубинский
Не меньший интерес вызывают выборы в Конгресс. Решается судьба всех 538-им мест в Палате представителей и трети мест в Сенате.

Интересно, что несмотря на рекордно низкие рейтинги популярности конгрессменов и недовольство, которе избиратели выражают работой членов Конгресса, соотношение сил в составе главного законодательного органа власти вряд ли существенно измениться. Сейчас в палате представителей преимущество обладают республиканцы, и чтобы оно перешло демократам, тем необходимо получить по меньшей мере 25 мест. Судя по прогнозам, это вряд ли произойдет, хотя демократам, наверное, удастся отобрать у республиканцев несколько голосов. В Сенате – преимущество демократов, и судя по всем им удасться его сохранить.
Из наиболее интересных поединков на выборах в Конгресс отмечается борьба за место в Сенате от штата Массачусетс между республиканцем Скоттом Брауном и восходящей звездой демократической партии Элизабет Уоррен. Интересная ситуация слржилась в штате Мэн, где фафоритом на выборах в Сенат является независимый кандидат Энгус Кинг, который отказывается сказать будет ли он в случае избрания поддерживать инициативы республиканцев или демократов.
04:16
Маша Гессен
Два выдающихся американских русиста рассказывают, почему проголосовали за Обаму. Если победит Ромни, говорят, могут уехать из Америки. Живут они, правда, в Москве. Но и из Москвы, как им кажется, в таком случае придется уехать: новая холодная война войдет в горячую фазу.



04:14
Маша Гессен
Посол США в России устроил сегодня традиционную предвыборную вечеринку. Результатов, правда, дожидаться не стали - гости разошлись около 10-ти вечера по Москве, за 6 часов до закрытия первых участков. Посол Майкл Макфол по своему обыкновению нарушил дипломатический протокол и произнес речь по-русски. Самое замечательное в американских выборах, сказал он, - это то, что их результат не известен заранее. "Буквально через несколько часов я буду знать: либо в январе я буду жить в Москве, либо я буду жить в Калифорнии. И это есть демократический процесс!"



04:13
Валентин Барышников
CNN - Вермонт - Обама.
ABC - Вермонт - Обама.
Кентукки - Ромни.
Индиана - Ромни.

Пока никаких сенсаций.
04:11
Ольга Серебряная
Ромни сказал журналистам, которые летят с ним в Бостон, что подготовил только одну речь - победительную.


Ромни общается с журналистами в самолете

фото отсюда
04:09
Кирилл Кобрин
А вот и любопытная статья о том, как скучно станет в Вашингтоне, если либеральные голливудцы отвернутся от нового президента. Это к вопросу о том, отчего поп-звезды предпочитают демократов.
04:07
Владимир Дубинский
Кроме президентских выборах сегодня по всей стране более ста семидесяти референдумов.
Среди самых интересных: рефендум по предложению отменить смертную казнь в Калифорнии, легализации и регулированию продажи марихуаны в штатах Колорадо, Орегоне, Вашингтоне и Массачусетсе, легализация эфваназии в Массасусетсе.

Сразу в четырех штатах – Миннесоте, Мэне, Вашингтоне, Мерилэнде - проводятся рефернудумы по вопросу об однополых браках. Причем вопросы сформулированы по разному. В штате Мэн, например, речь идет об отмене запрета на однополые браки, введённого в 2009 года, а в Миннесоте, наоборот, голосуют по предложению конституционно ввести запрет на такие браки.

Важный референдум проводится также в Пуэрто-Рико - острове в Карибском море, которые не является штатом, а обладает статусом территории США. Избирателям предложено проголосовать, хотят ли они, чтобы их остров стал 51-м штатом, независимым государством или сохранил своей нынешний статус.

В Калифорнии голосуют также по вопросу о введении временных налогов с целью сокрашения дефицита бюджета штатов.

В некоторых штатах проводятся также голосования по вопросам, которые можно отнестить к разряду курьезных. В Калифорнии, например, решаетмя вопрос о том, следует ли принять закон, о том, что актеры в порнографических фильмах в обязательном порядке использовали презервативы. Это предложение выдвинули борцы со СПИДом и некоторые ветераны порноиндустрии.

В штате Орегон на голосование выдвинуто предложение о исправлении грамматическихи орфографических ошибок в конституции штата.

В штате Северная Дакоты голосуют по предложению объявить уголовным преступлением нанесения телесных повреждений собакам, кошкам и лошадям.
04:07
Валентин Барышников
СNN считает - Ромни выиграл Кентукки
04:03
Кирилл Кобрин
На самом деле -- помимо, конечно, результатов -- самое интересное, за кого проголосовали женщины. В какой-то момент Обама стал терять бесспорную их поддержку, Ромни выправился, избегая говорить рискованные вещи про аборты и проч. Помогло ли это ему, вот вопрос. А если Ромни выиграет, не станет ли он президентом "белых мужчин"?
04:02
Валентин Барышников
Это не о выборах, но - американском штате Калифорния на заводе по переработке куриного мяса в результате стрельбы, открытого одним из его сотрудников, погибли три человека, еще четверо были ранены.

Стрелявший, - 42-летний Лоуренс Джонс - также в числе погибших. Предполагается, что он покончил с собой. Раненые госпитализированы в тяжелом состоянии.

Причины, по которым Джонс открыл огонь по другим сотрудникам предприятия в середине своей рабочей смены, пока неясны.


После выборов поговорим о пробелме оружия в США.
04:00
CNN дает данные опроса по всей стране: 52 процента опрошенных считают, что Обама "занимается тем, что волнует меня и таких, как я". В отношении Ромни это смогли сказать лишь 44 процента респондентов.
03:59
Валентин Барышников
Поговорим чуть-чуть о самом голосовании. Вот Брайан разъясняет особенности американской избирательной системы:
Выборы в Соединенных Штатах всегда проводятся во вторник после первого понедельника ноября (тонко, правда? - ВБ), то есть в промежуток между 2-м и 8-м ноября. Это обычный рабочий день, т
о есть для работающих людей задача несколько усложняется. Критики такой системы давно говорят, что это снижает явку, особенно среди бедных, среди рабочего класса и среди меньшинств. В последние избирательные циклы многие штаты ввели досрочное голосование. В этом году досрочно проголосовали около 30 миллионов американцев. В некоторых штатах, таких как Невада, где досрочно проголосовало 70 процентов избирателей, собственно в день выборов в голосовании участвуют меньше, чем до него.
03:57
Кирилл Кобрин
Обама, кажется. С Бобом Диланом не поспоришь...
03:55
Маша Гессен
Обама.
03:54
Маша Гессен
Среди самых популярных новостей по версии Яндекса сейчас - история об автомате для голосования в штате Пенсильвания, который якобы засчитывал голоса Обамы как поданные за Ромни. Новость пришла из американских соцсетей: все началось с видео в Youtube и стремительно распространилось. Все тот же Slate, однако, опросил экспертов и пришел к выводу, что проблема несколько преувеличена. Вкратце, аргумент такой: речь идет об автомате с тачскрином, который действительно мог оказаться плохо откалиброванным - тогда все виртуальные кнопки оказались бы сдвинутыми вверх или вниз. Автор видео, однако, утверждает, что проверил - все кнопки работали как надо, только верхняя половина кнопки "Обама" автоматом отходила Ромни. В таком случае, пишет Slate, проблема могла быть только в программном обеспечении. И да, конечно, несмотря на все способы защиты такой автомат можно "хакнуть". Только тогда это совершенно ни к чему делать так, чтобы избиратель увидел, что произошло - голоса у Обамы можно было бы отнимать на уровне "мозгов", а не экрана компьютера. Логично. В таком случае эта история - либо розыгрыш (возможно, но маловероятно, - розыгрыш хакеров), либо ошибка. Так или иначе, автомат изъят из употребления.
03:54
Валентин Барышников


Я, кстати, тоже уверен, что победит Обама. 10:1. Маша? Кирилл? Владимир? Ваши ставки?
03:52
Валентин Барышников
И у нас есть прогноз за Ромни!
Евгений Аронов, корреспондент Радио Свобода в США.

Я ставлю на Ромни. Причина? Штаты, которые, как представлялось еще совсем недавно, железно пойдут за Обамой, вдруг оказались в категории колеблющихся. Это по-настоящему новый тренд. И то, что ново, само по себе имеет решающее влияние на схватку, которая в остальном протекает равно.
И республиканский претендент действует в соответствии с трендом. Ромни выкроил время, чтобы посетить некогда бесспорно прообамовские штаты; его поездки сопровождались прицельным огнем политрекламы.
Количественный прогноз: Ромни наберет более 300 голосов в Коллегии выборщиков.И у нас есть прогноз за Ромни!
03:51
Кирилл Кобрин
Пишут в разных местах, что -- если верить неким источникам из штаба Ромни -- в Огайо лидирует Обама.
03:51
whyambee, читатель из США.

Я, в общем и целом, считаю, что Нат Силвер (один из ведущих выборных аналитиков, автор блога http://fivethirtyeight.blogs.nytimes.com/, - РС) прав: если только нет общей систематической ошибки в том, что делают социологические опрашиватели (скажем, очень сильные различия в том, пойдут ли действительно на выборы те или иные группы голосующих, не различаемые ими), то Обама победит.
03:49
Ольга Серебряная
Первые результаты, по результатам обработки более одного процента бюллетеней:

Индиана (11 голосов выборщиков ) - Ромни 60,2%, Обама 38%

Кентукки (8 голосов выборщиков) - Ромни 69,1%, Obama 29,4%

Нью-Гемпшир (4 голосов выборщиков) - Обама 65,1%, Ромни 32,6%
03:45
Валентин Барышников
Мария Липман, политический эксперт Центра Карнеги

На вопрос о прогнозе сложно отвечать. Кандидаты подошли ко дню выборов совершенно ноздря в ноздрю. Еще несколько дней назад они набирали по 47 процентов, теперь - по 48. В такой ситуации угадывать - дело неблагодарное. Но, поскольку в Америке выборы не прямые, и нужно обращать особое внимание на коллегию выборщиков и на те штаты, которые еще не определились, и чьи выборщики еще неизвестно, за кого будут голосовать, то по этому параметру, кажется, у Обамы шансы лучше. Самое интересное, мне кажется, не получится ли здесь зеркальное отражение выборов 2000 года, и демократический кандидат переизбирется на второй срок, набрав больше голосов по коллегии выборщиков, но не по общенациональному голосованию. Такой шанс, как представляется, сегодня существует.
03:44
Кирилл Кобрин
В потешном Твиттер-аккаунте (KimJongNumberUn) псевдо-северокорейский лидер псевдо-Ким Чен Ын сообщает: СРОЧНО ДО КОТОРОГО ЧАСА РАБОТАЮТ УЧАСТКИ ХОЧУ ПОСМОТРЕТЬ КАК КАЗНЯТ ПРОИГРАВШЕГО ПИШИТЕ МНЕ НА MYSPACE
03:44
Валентин Барышников
Нина Хрущева, профессор университета New School в Нью-Йорке

Я всегда думаю, что предсказания это глупое дело. как говорится, doomed if you are right, doomed if you aren't. Скажу только, что я демократ, и поэтому очень рассчитываю на своего кандидата, президента Обаму. Тем более, с моей точки зрения, он заслужил перевыборы. Ситуация была невыносимая в 2008 году, а сейчас она хоть и плоховатая, но в большинстве своем Америка не провалилась в тар-тарары, что казалось вполне возможным.
03:44
Валентин Барышников
Владимир Абаринов, корреспондент Радио Свобода в США.

Победит, скорее всего, Обама, причем не исключено, что с разгромным счетом - более 300 голосов выборщиков. Но самый вероятный результат - 277:261.
03:43
Валентин Барышников

Брайан Уитмор, международный обозреватель Радио Свобода

Мой прогноз – Обама победит, получив 303 голоса в коллегии выборщиков. Он должен выиграть в Огайо, Виргинии и Колорадо, но я ожидаю, что он проиграет Флориду. Я думаю, при наихудшем развитии событий Обама получит 281 голос, если проиграет и в Виргинии, и в Колорадо (где у него было небольшое преимущество). В лучшем случае он него будет 332 голоса выборщиков, если выиграет Флориду, где сейчас равенство по опросам, в дополнение к Виргинии, Колорадо и Огайо.
03:43
Валентин Барышников
Сергей Рогов, директор института США и Канады РАН.

В силу того, что американская система избрания президента носит двухступенчатый характер, расклад голосов выборщиков президента дает некоторое предпочтение Обаме. Тут возможны всякие варианты, но преимущество есть у Обамы. Правда, очень небольшое.
03:41
Валентин Барышников
Михаил Бернштам, профессор экономики, сотрудник Гуверовского института
/неохотно согласился дать прогноз /

Обама (для меня, к сожалению).
03:41
Валентин Барышников
Ирина Лагунина, международный обозреватель Радио Свобода

Обама
03:41
Валентин Барышников
Шломо Вебер, американский экономист, профессор Южного методистского университета города Даллас

ОБАМА.
03:41
Валентин Барышников
Давайте начнем с экспресс-опроса - кто, по-вашему, победит на выборах? Мы заранее опросили нескольких экспертов. Вот их ответы:

Константин Сонин, проректор Российской Экономической школы.
Обама
03:38
Кирилл Кобрин
Боб Дилан на днях выступал в Висконсине и в середине главного своего гимна Blowin' in the Wind вдруг прервался, заявив публике, что не надо верить медиа, мол, Обама победит убедительно и по всей стране. Первый вопрос: поспорил ли с ним кто-нибудь на бутылку Jack Daniels? Второй вопрос (серьезный): отчего в последние годы поп-звезды стали столь мощным ресурсом демократов?
03:32
Валентин Барышников
По традиции имя победителя не будет официально объявляться, пока не закроется голосование в Калифорнии и других штатах на западном побережье – это произойдет в 8 утра по московскому времени. И по традиции же, когда станет ясно, кто набрал необходимые 270 голосов выборщиков, проигравший позвонит победителю с поздравлением и признанием своего поражения. И лишь тогда Радио Свобода завершит онлайн-трансляцию.
03:32
Валентин Барышников

Виргиния, Огайо, Мичиган, Висконсин, Пенсильвания, Айова, Колорадо, Флорида, может быть, Нью-Гемпшир – вот ключевая география выборов. Обама серьезно лидировал в Пенсильвании, Мичигане, Висконсине, Ромни - во Флориде, но его преимущество было маленьким. В Виргинии и Колорадо кандидаты шли почти вровень. Обама лидировал в Огайо. Если Обама выиграет в Огайо - это почти наверняка его победа во всей кампании. Ромни же для победы в гонке нужно выигрывать почти все «неопределившиеся» штаты.
03:32
Валентин Барышников
Для достижения победы обоим кандидатам нужно одержать победы в так называемых «колеблющихся», «неопределившихся» штатах, в которых в последних избирательных циклах побеждали представители разных партий. И именно за результатами голосования в этих штатах мы будем внимательнее всего следить этой ночью, и именно там еще до окончания общего голосования станет ясна тенденция – кто побеждает на выборах.
03:16
Онлайн-журнал Slate написал отличную шпаргалку по интерпретации результатов. Если принимать за данность, что исход выборов зависит от результатов в девяти штатах (они указаны заглавными буквами в посте Валентина Барышникова чуть ниже), то сейчас, по подсчетам Slate, существует 431 вариант, при котором президентом становится Обама и всего 79 вариантов, при которых побеждает Ромни. В пяти статистически возможных вариантах случается "ничья". Так вот, даже если вы ничего не поняли из вышесказанного, важно вот что: если через 45 минут выяснится, что в Вирджинии победил Обама, то шансы Ромни на победу сократятся в 4 раза. Если победит Ромни, то шансы Обамы сократятся почти в 2 раза (но по-прежнему будут превышать шансы Ромни).
03:14
Валентин Барышников
Фактически, кандидаты участвуют не в одних общенациональных выборах, а десятках отдельных выборов – в пятидесяти штатах и федеральном округе Колумбия. Победитель голосования в отдельном штате получает голоса всех его выборщиков (за исключением двух штатов, где голоса распределяются по округам – Мэн и Небраска). Результаты голосования мы будем показывать на специальной карте коллегии выборщиков.
03:08
Валентин Барышников
Напомним, что президента США избирают не прямым общенациональным голосованием, а через коллегию выборщиков, распределенных по штатам в зависимости от численности. Всего выборщиков 538, и для победы кандидатам – нынешнему президенту США, демократу Бараку Обаме и его сопернику – республиканцу Митту Ромни надо набрать по меньшей мере 270 голосов. У нас есть классическое уже видео, на котором Брайан Уитмор и Андрей Шароградский объясняют систему коллеги выборщиков. http://www.svobodanews.ru/content/article/24701275.html
03:04
Валентин Барышников
Предвыборная кампания началась 10 месяцев назад, в первых числах января, когда стартовали республиканские кокусы в Айове - первый этап отбора кандидата от Республиканской партии. Это немалый срок, и неудивительно, что многие успели устать от столь бурной политической жизни. Девочку Эбигейл, по крайней мере, кандидаты страшно утомили. Ролик, в котором она жалуется матери на “Бронко Баму” и Митта Ромни, стал чрезвычайно популярен в сети. Общественное радио, которое слушала в машине мать Эбигейл и которое привело в отчаяние малышку, принесло ей свои извинения. Что ж, Эбигейл, скажем мы вслед за ее матерью, потерпи чуть-чуть, выборы скоро кончатся, осталось совсем немного, лишь несколько часов.
03:02

Мы рассчитываем, что победитель будет определен к моменту, когда закончится голосование на западном побережье - то есть в начале девятого утра по московскому времени.
02:58
Валентин Барышников
Через несколько часов мы надеемся назвать имя победителя. Вот график, по которому будут закрываться избирательные участки в различных штатах (по времени восточного побережья США и по московскому времени):
19:00 est - 4:00 мск: Georgia, Indiana, Kentucky, South Carolina, Vermont, VIRGINIA
19:30 est - 4:30 мск: NORTH CAROLINA, OHIO, West Virginia
20:00 est - 5:00 мск: Alabama, Connecticut, Delaware, D.C., FLORIDA, Illinois, PENNSYLVANIA, Maine, Maryland, Massachusetts, Mississippi, Missouri, NEW HAMPSHIRE, New Jersey, Oklahoma, Rhode Island, Tennessee
20:30 est - 5:30 мск: Arkansas
21:00 est - 6:00 мск: Arizona, COLORADO, Louisiana, MICHIGAN, Minnesota, Nebraska, NEVADA, New Mexico, New York, South Dakota, Texas, WISCONSIN, Wyoming
22:00 est - 7:00 мск: IOWA, Idaho, Kansas, Montana
23:00 est - 8:00 мск: California, Hawaii, Idaho, North Dakota, Oregon, Washington
01:00 est - 10:00 мск: Alaska
02:57
Валентин Барышников
Здравствуйте, уважаемые читатели.
Мы начинаем онлайн-трансляцию, посвященную выборам президента США.
Наконец, наконец завершится это многотрудное ожидание.
XS
SM
MD
LG