Ссылки для входа

Как киргизский телеканал закрыли за высказывание против премьера


В Кыргызстане закрыли оппозиционный телеканал "Сентябрь". Решение об этом вынес один из районных судов Бишкека. Генеральная прокуратура посчитала, что в эфире канала были допущены экстремистские высказывания. Медиаэксперты бьют тревогу – они заметили слишком много нарушений в судебном процессе

Об иске генпрокуратуры на телеканале узнали лишь накануне – в эфире одной из развлекательных передач в студию неожиданно позвонили из суда. Так руководство канала "Сентябрь" вызвали на слушание.

"Только на суде мы узнали что рассматривается дело в отношении "Сентября", который якобы, в прошлом году давал в эфир высказывание одного гражданина Кыргызстана против нынешнего премьера Сооронбая Жээнбекова. Для урегулирования ситуации на юге якобы он взял у кого-то деньги – 3 млн долларов. Об этом сказал Абдулла Капаров, и якобы это было в эфире нашей телекомпании", – рассказала представитель телеканала "Сентябрь" Кайыргуль Урумканова.

Суд посчитал, что интервью о межнациональных столкновениях 2010 года было экстремистским и сразу вынес решение – закрыть телеканал "Сентябрь".

Было ли на самом деле такое интервью в эфире медиаресурса и насколько радикальным оно было, Кайыргуль Урумканова не знает – архивов на канале нет. Тем более, что ознакомиться с делом ответчики так и не смогли – судебный процесс закончился в тот же день. Журналисты даже не успели оформить доверенность на адвоката.

"Согласно законодательству нельзя просто взять и закрыть СМИ. Там поэтапно расписывается, как все должно происходить. Сначала это должно быть предостережение со стороны уполномоченного органа или Генпрокуратуры. Предостережение о том, чтобы канал в дальнейшем не нарушал требования законодательства. Не давал противоправную информацию", – пояснила юрист общественного фонда "Медиаполиси" Алтынай Исаева.

Сказать точно, насколько противоправными были высказывания некоего Абдуллы Капарова, медиаэксперты не могут – в свободном доступе этого интервью нет. Медиаорганизации и другие журналисты решили поддержать коллег, несмотря на, по их мнению, "несбалансированную политику" оппозиционного канала.

Телеканал "Сентябрь" с самого начала связывают с именем опального политика Омурбека Текебаева, которого не так давно осудили на 8 лет за коррупцию. До прошлого года одним из учредителей "Сентября" числилась его супруга Айгуль Текебаева.

"Мы знаем про эти многомиллионные иски к "Занозе", к 24.kg и так далее. Но вот сейчас эта ситуация с телеканалом "Сентябрь". Я не являюсь поклонником телеканала "Сентябрь". Тем более что они не выдерживают стандартов журналистики. Они вещают односторонне, однобоко, несбалансированно. Но тем не менее несмотря на это телеканал имеет право на то чтобы с ними обращались законно", – считает председатель Независимого союза журналистов Тамара Валиева.

Руководство канала намерено обжаловать решение суда. Журналисты даже готовы провести ребрендинг и поменять товарный знак – на название любого другого месяца в году.

XS
SM
MD
LG