Ссылки для входа

Срочные новости

«Уже не островок демократии»? Как в Таджикистане отреагировали на решение Бишкека заблокировать сайт Радио Азаттык


Афсонаи Акобиршо и Мазхаб Джума

Решение властей Кыргызстана заблокировать на два месяца сайт Радио Азаттык - кыргызской службы Радио Свобода из-за освещения конфликта на таджикско-кыргызской границе вызвало негативную реакцию в журналистском сообществе Таджикистана.

26 октября власти Кыргызстана заблокировали на два месяца сайт Радио Азаттык - кыргызской службы Радио Свобода. Решение приняло Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики страны. В ведомстве потребовали удалить с сайта эфир программы "Настоящее Время. Азия", которая вышла в середине сентября под заголовком "Тяжелые бои на границе Кыргызстана и Таджикистана" (Настоящее Время – телеканал, созданный Радио Свободная Европа/Радио Свобода при участии Голоса Америки). В программе, по утверждению Минкульта КР, содержатся "элементы языка вражды, неподтвержденная информация о якобы нападении кыргызской стороны на Таджикистан, нагнетающая обстановку в обществе информация и вызывающая ненависть, дискриминацию и раскол среди граждан при освещении событий в Баткенской области".

В ходе вооруженного конфликта, произошедшего 14-17 сентября этого года на таджикско-кыргызской границе, с обеих сторон погибло свыше 100 человек. Душанбе и Бишкек обвиняют друг друга в развязывании инцидента.

Ранее президент Радио Свободная Европа/Радио Свобода Джейми Флай в своем заявление по поводу ситуации вокруг Радио Азаттык подчеркнул: «Мы изучили содержание данного материала и не обнаружили никаких нарушений наших стандартов».

Афсонаи Акобиршо, корреспондент телеканала "Иран Интернэшнл", говорит, что она посмотрела программу "Настоящее Время. Азия" о конфликте на границе Таджикистана и Кыргызстана. «Журналистами были соблюдены все стандарты международной журналистики. Конфликт произошел на границе двух стран, с обеих стороны погибли люди. В программе представители сторон высказали свои мнения, что вполне соответствует стандартам журналистики. Целью журналистов было объективное и беспристрастное освещение конфликта», говорит наша собеседница.

Мазхаб Джума, корреспондент ИА «Азия-Плюс», считает, что решение Бишкека заблокировать на два месяца сайт Радио Азаттык поставило под сомнение распространенное мнение о том, что Кыргызстан является «островком демократии» в Центральной Азии.

«Во время подобных вооруженных конфликтов, как правило, каждый гражданин защищает позицию своей страны. Международные стандарты журналистики требуют соблюдения баланса в освещении события, предоставлении читателю позиции обоих сторон. Насколько я помню, СМИ Таджикистана в какой-то мере соблюдали этот стандарт, но СМИ Кыргызстана ничего не писали о позиции Таджикистана», добавил Мазхаб Джума.

Некоторые наши собеседники считают программу "Тяжелые бои на границе Кыргызстана и Таджикистана" лишь поводом для блокировки властями сайта Радио Азаттык. По мнению журналиста Ёкуба Халимова, решение о блокировке сайта Радио Азаттык – это, с одной стороны, предупреждение независимым СМИ, с другой - попытка заставить замолчать гражданское общество Кыргызстана. «Таким образом нынешнее кыргызское руководство намерено укрепить свою власть», добавил журналист.

28 октября СМИ Кыргызстана в поддержку Радио Азаттык и Настоящее Время.Азия провели акцию Blackout Day: медиа остановили вещание 9:00 до 12:00 часов. В это время вместо новостей была установлена черная плашка с текстом "Новостей нет. Есть давление на СМИ". Редакции, участвующие в акции, также решили в течение всего дня не публиковать пресс-релизы государственных органов. К кампании присоединились ведущие журналисты, редакции, правозащитники, инфлюенсеры и медиаорганизации Кыргызстана.

Ранее независимые журналисты Кыргызстана медиаорганизации обратились к президенту Садыру Жапарову в связи с блокировкой кыргызской службы Радио Свобода Минкультом страны. Авторы призвали власти Кыргызстана "прекратить массированное и беспрецедентное давление на свободу слова и свободу прессы, прекратить уголовные преследования в отношении журналистов, блогеров, гражданских активистов и иных лиц, свободно выражающих свое мнение". При этом, как отмечалось в коллективном обращении, есть информация о намерении заблокировать вслед за «Азаттыком» издания Kaktus.media, Kloop.kg и Factcheck.kg.

Международные организации заявляют, что с приходом к власти в Кыргызстане Садыра Жапарова ситуация со свободой слова в стране ухудшилась.

Настоящее Время. Азия – подразделение телеканала "Настоящее Время", которое базируется в Бишкеке. Оно каждый день выпускает получасовую программу, которая рассказывает об основных событиях в Центрально-Азиатском регионе, а также делает документальные фильмы и расследования, которые выходят на нашем сайте и ютуб-канале.

Радио Азаттык – кыргызская служба некоммерческой, независимой корпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода. Она официально зарегистрирована в Кыргызстане как учреждение "Азаттык Медиа" и объективно освещает события, общественную жизнь и демократические явления в Кыргызстане и мире.

Форум

XS
SM
MD
LG